09.04.2014

Методика тренировок для детский хоккейных школ от ICESTYLE

Обзор ситуации в детском хоккее на текущий момент.

Основная проблема детского хоккея в России на данный момент заключается в том, что не разработана единая программа по подготовке юных хоккеистов, как это давно разработано, и успешно применяется в ведущих хоккейных странах, таких как Канада, Америка, Швеция, Финляндия и Чехия. В России каждый тренер сам обозначает приоритеты в подготовке своей команды и тренирует ее исходя из своих субъективных взглядов на хоккей. При этом часто бывает, что взгляды эти давно устарели, а подчеркнуть новые сведения неоткуда, т.к. методическая литература выпускается очень редко, да и то сводится к перепечатыванию давно известных методик с небольшим отступлением на вольную тему. А современный хоккей развивается стремительными темпами во многих аспектах таких как:

- методика тренировки на льду и на земле с учетом многочисленных исследований в области физиологии, психологии, совершенствования спортивно-методической базы и новых технологических устройств в области тренировки спортсменов.

- новинки в тактическом построении игры, анализа игровой и тренировочной деятельности хоккеистов различной квалификации;

- методики восстановления после интенсивных физических нагрузок или травм и болезней, а также режим питания и необходимые вещества для полноценного развития организма особенно в детском возрасте.

Во всем выше перечисленном,  мы отстали от наших конкурентов на многие годы.

Большая ошибка многих тренеров заключается в форсаже подготовки детей и учитывая , что с каждым годом здоровых детей все меньше из-за плохой экологии и агрессивной внешней среды, то не удивительно, что организм юных хоккеистов не выдерживает непомерных физических нагрузок и на выходе из школы мы часто получаем «выжатых» детей с большим количеством хронических травм и болезней.

Среди причин форсирования подготовки юных хоккеистов хочется  выделить следующие тенденции:

- отсутствие должных знаний в области возрастных особенностей и методики работы с детьми разного возраста и профессиональных навыков у тренеров, работающих с детьми. Не секрет, что многие тренеры работают «на ощупь», «на глазок», «меня так тренировали, значит и я буду делать тоже самое».

Основной принцип работы детского тренера «не навреди» - забыт, а вместо него появился новый принцип: «результат любой ценой». Только цена эта очень часто бывает неоправданной, особенно для детей.

- Тренеры уделяют большое внимание физической подготовке детей (беготне) в ущерб развитию техники, координации, гибкости, т.к. эти качества не дают сиюминутного результата (эта работа на перспективу). Потом эти проблемы вылезают, когда в более старшем возрасте дети подравниваются физически, а устранить их уже очень сложно, т.к. уже сформирован устойчивый двигательный навык.

- На ранней стадии развития юного хоккеиста тренер, гонясь за результатом использует в тренировочном процессе очень много тактических тренировок, вместо того чтобы больше уделить внимания технике катания, владения шайбой (развитию индивидуальных качеств ребенка).

Вывод: на начальном этапе подготовки юных хоккеистов акцент в первую очередь должен ставиться на обучении техники, создание наиболее широкой школе движений и навыков, позволяющих в будущем раскрыть мальчишке свой потенциал более полно.

Исходя из всего вышеперечисленного, предлагаю разработать единую систему по работе с юными хоккеистами в детской спортивной школе, направленную на подготовку достойной смены для молодежной команды и команды мастеров.

Эффективность построения системы подготовки юных хоккеистов во многом зависит от реализации закономерностей возрастного развития с учетом способностей и возможностей на каждом возрастном этапе.

 

На начальном этапе 5-7 лет идет отбор детей через различные игровые упражнения в зале. Основная задача - выявить есть ли у ребенка «игровое мышление». Затем формируется 2 группы: первая группа детей, которые только-только вышли на лед, и делают первые шаги и вторая группа детей, которые уже умеют кататься на коньках. Обязательно проводить собрание с родителями и объяснить, как правильно подобрать форму ребенку, как завязывать коньки (главное, чтобы ребенок мог в туго завязанных коньках присесть – согнуть ноги в коленях), как правильно подобрать клюшку, как по размеру надо отпиливать ее и правильно обмотать изолентой. И основной аспект всех тренировок в этом возрасте - это выработка правильной техники катания на коньках.

На этапе предварительной подготовки, в возрасте 7-10 лет, продолжается развитие костной и мышечной ткани. Прибавление в росте и весе относительно небольшое. Увеличение мышечной массы  и способность мышечного напряжения относительно невелики. Органы кардиоресператорной системы развиваются слабо. Двигательные способности начинают автоматизироваться. Движения происходят достаточно легко. Овладения техникой любого движения идет путем копирования правильного исполнения, вот почему на данном этапе очень важно показ тренером  всех тренируемых технических элементов. У детей в этом возрасте возникают трудности в освоении игры с установленной схемой передач, а также соблюдением правил игры. Присутствует сильное чувство справедливости. Тренироваться детям нравится, но не всегда хватает терпения, т.к. внимание в этом возрасте недостаточно устойчивое. Поэтому не следует продолжительное время (более 20 минут) изучать какой-либо технический элемент и долго (более 5 минут) выполнять одно и тоже упражнение.

Направленность тренировок на данном этапе:

Основополагающая отработка техники:

- техника катания ( вперед, назад, ударным шагом, повороты, виражи, старт и торможение)

- техника владения клюшкой более 100 упражнений. Очень важно! Тренер должен показать какая должна быть длина клюшки (в этом возрасте без коньков до середине лба ребенка), как правильно обмотать изолентой  верхний конец клюшки (в один слой),  как правильно держать клюшку, особенно верхний хват, обе руки при работе с шайбой находятся перед животом, хват клюшки – локоть нижней руки достает до кисти второй  руки. Обязательно надо помнить, что научить ребенка намного легче, чем переучить. Начиная с более простых упражнений: ведение шайбы широким и узким дриблингом, с удобной и неудобной стороны. И подводя ребенка к наработке навыков техники владения клюшкой, отработке всевозможных обманных движений.

- техника приема и передачи шайбы.

- техника броска шайбы (бросок длинной проводкой из статического положения). Следить, чтобы бросали с опорной ноги. Отрабатывать бросок на земле.

А также следует широко применять в тренировочном процессе соревновательный принцип (эстафеты), использовать подвижные игры. Чаще стоит играть не на все поле, а поперек (в зонах). Уделить внимание игры в пас. Обыграл ребенок, должен поднять обязательно голову ища своего свободного партнера и отдать передачу. Чтобы наработался навык «поднятой головы» с детства. Из технико-тактических действий предпочтение следует отдавать единоборствам 1 в 1 и 2 в 2. Не следует придерживаться и четкого разделения по амплуа (в этом возрасте юные хоккеисты должны играть на любых позициях).

Недельная программа для детей 8 -10 лет

Дни недели

нагрузка

Ледовая  тренировка

Общая Физическая Подготовка

Понедельник

Выше среднего

-техника владения клюшкой + техника броска

1.25 часа

Работа в зале над общим  физическим развитием ребенка.

45 минут

Вторник

Выше среднего

- техника катания

 

1.25 часа

Растяжка

Акробатика

45 минут

Среда

средняя

Через неделю:

- Выходной

 - упражнение 1х0, 2х0 из различных позиций

1,25 часа

 

Четверг

Выше среднего

Работа через неделю:

-техника владения клюшкой + техника броска

- техника катания

1,25 часа

Работа в зале над общим  физическим развитием ребенка.

45 минут

Пятница

Выше Среднего

 - Единоборство на все поле

1х1, 2х2, 3х3

1.25 часа

 

 

Суббота

Средняя

Игровая тренировка

1,5 часа

 

Воскресенье

 

В Ы Х О Д Н О Й

 

 

На этапе начальной специализации, в возрасте 10-12 лет, координационные способности юных хоккеистов значительно улучшаются. Прибавление в росте и весе тела происходит несколько медленнее. Органы кардиоресператорной  системы развиты в значительной степени. Детям легче даются движения по окружности. Происходит резкое качественное улучшение большинства физических показателей. Данный период является сенсетивным для развития таких качеств: как быстрота, ловкость, гибкость. Этот период благоприятен для обучения: у детей присутствует большая заинтересованность в тренировочном процессе, а роль тренера приобретает у детей большой авторитет.

Направленность тренировок на данном этапе:

- освоение и дальнейшее совершенствование техники катания на коньках. Включать элементы «силового» катания на коньках.

- освоение и дальнейшее совершенствование владения клюшкой, наработка навыков различных обманных движений.

- освоение и дальнейшее совершенствование техники приема и передачи шайбы (передача шайбы подкидкой, с неудобной стороны клюшки, «мягкий прием шайбы»). Давать упражнения с короткими и средними передачами и очень следить за точностью исполнения, наказывая за неточный пас.

- освоение и дальнейшее совершенствование техники броска (бросок не только из статики, но и из работы ног, с удобной и неудобной стороны крюка клюшки)

Давать упражнения на единоборство 1Х1, 2Х2, 3Х3. Заставляя детей использовать те технические приемы, которые были наработаны на тренировках «техники владения клюшкой». Большое внимание следует уделять индивидуальной  технике с разделением на амплуа, а также элементам индивидуальной и групповой тактики (варианты 2Х1, 2Х0).

Минимум два раза в неделю с юными хоккеистами надо заниматься упражнениями по акробатике, гибкости, растяжке. Для этого планируется взять в школу специального тренера.

Недельная программа для детей 10 -12 лет

Дни недели

нагрузка

Ледовая  тренировка

Общая Физическая Подготовка

Понедельник

Выше среднего

Работа через неделю:

- техника катания,

-техника владения клюшкой

 

Работа в зале над общим  физическим развитием ребенка.

45 минут

Вторник

Высокая

Работа через неделю:

- упражнение 1х0, 2х0 из различных позиций.

Единоборство на ограниченном участке: 1х1, 2х2, 3х3

1,5 часа

Растяжка

Акробатика

45 минут

Среда

Высокая

Единоборство на все поле

1х1, 2х2, 3х3

1.5 часа

 

Работа в зале над общим  физическим развитием ребенка.

45 минут

Четверг

 

В Ы Х О Д Н О Й

 

 

Пятница

Средняя

Технико-тактическая тренировка

2х1, 2х2, 3х2, 5х5

1,25 часа

 

Суббота

Средняя

Технико-тактическая тренировка

2х1, 2х2, 3х2, 5х5

1,25 часа

 

Тактическое занятие в классе

Разбор игр.

30 минут

Воскресенье

Высокая

ИГРОВОЙ ДЕНЬ.

 

 

 

Следующий возрастной этап – углубленной специализации, следует разделить на две части: дети с 12 до 14 лет и юноши с 14 до 16 лет.

Рассмотрим первую возрастную категорию:

В организме детей происходят дальнейшие изменения: быстрое развитие мышечной силы, быстрый рост длины тела с наибольшим прибавлением к 14 годам. За счет этого происходит определенный спад в развитии координационных способностей, что влечет за собой ухудшение подвижности, точности паса и броска шайбы. Ускоренное развитие органов кардиоресператорной системы, что проявляется в значительном возрастании аэробной и анаэробной выносливости.  На данном этапе происходит быстрый рост оперативного мышления, происходит значительная перестройка психики. Наблюдается стремление и самостоятельность, большая способность к восприятию устных указаний, возрастает восприимчивость к теоретическим рассуждениям.

Направленность тренировок на данном этапе:

Обязательное продолжение совершенствования техники катания и техники владения клюшкой. Продолжать более 70% тренировочного времени уделять на индивидуальное развитие юного хоккеиста. Отработка элементов индивидуальной и групповой тактики на большой скорости. Отработка силовых приемов на земле и на льду. Упражнения технико-тактической направленности (2х1, 2х2,3х2, 5х3,5х4,), но на эти упражнения уделять только 30% тренировочного времени. Большое внимание в тренировочном процессе вне льда следует уделять повышению уровня общефизической и функциональной подготовки (упражнения на развитие силовых, скоростно-силовых, скоростных и координационных качеств). Данный возрастной этап заканчивается переходным возрастом (периодом полового созревания 13-14 лет), и характеризуется неустойчивостью психических процессов (поэтому хотелось бы иметь в школе своего психолога). В этом периоде у подростков появляется раздражительность, вспыльчивость. Они часто переоценивают свои возможности, иногда опрометчиво берутся за выполнение заведомо недоступных, сложных тренировочных заданий. Болезненно реагируют на неудачу. Этот возраст, с одной стороны - это период заметного подъема физических и психологических возможностей спортсмена, становление его характера. С другой стороны - это период некоторых временных трудностей функционирования различных систем организма, связанных с их перестройкой из-за повышения функции половых желез. И это несомненно должен учитывать тренер при планирования тренировочного процесса на данном этапе.

Недельная программа для детей 12-14 лет

Дни недели

нагрузка

Ледовая  тренировка

Общая Физическая Подготовка

Понедельник

Выше среднего

Работа через неделю:

- техника катания,

-техника владения клюшкой

- упражнение 1 в 0 из различных позиций.

1,5 часа

Поддержание силы средний вес по 8 раз 3 подхода 6 - 8 станций

Прыжковые упражнения

 

 

45 минут

Вторник

Высокая

Единоборство на ограниченном участке: 1х1, 2х2, 3х3

1,5 часа

Растяжка

Акробатика

45 минут

Среда

Высокая

Единоборство на все поле

1х1, 2х2, 3х3

1.5 часа

Быстрая сила малые веса по 10 раз 3 подхода 6 - 8 станций

45 минут

Четверг

 

В Ы Х О Д Н О Й

 

 

Пятница

Средняя

Технико-тактическая тренировка

2х1, 2х2, 3х2, 5х5

1,25 часа

 

Суббота

Средняя

Технико-тактическая тренировка

2х1, 2х2, 3х2, 5х5, 5х4, 5х3

1,25 часа

Тактическое занятие в классе

Разбор игр.

30 минут

Воскресенье

Высокая

ИГРОВОЙ ДЕНЬ.

 

Восстановление:

 пробежка или велотренажеры

20 минут

 

Возрастная категория юношей с 14 до 16 лет характеризуется дальнейшим развитием кардиоресператорной системы, максимальной кислотопоглащающей способностью организма спортсменов. Возрастает абсолютная и относительная сила, а также общая и специальная выносливость. С окончанием переходного возраста стабилизируется координационная способность. А в период переходного возраста увеличивается анаэробная выносливость и МПК (Максимальное потребление кислорода). На данном этапе у ребят появляется большая сознательность. Подростки становятся более самостоятельными и раскрепощенными.

Направленность тренировок на данном этапе:

Дальнейшее совершенствование техники катания (больше упражнений силового катания), владения клюшкой (наработка навыков обводки на скорости, без зрительного контроля, с активной помехой), техники кистевого броска, короткого броска с подщелкиванием, техники приема и передачи шайбы. Много уделять времени технике отбора шайбы, силовым приемам, единоборствам, (упражнения 1х1, 2х2,3х3, на ограниченном участке и на все поле). Отработка различных игровых ситуаций. Правильная работа в меньшинстве и большинстве. Строго следить  за такими хоккейными законами, как потеря шайбы на синих линиях и в средней зоне строго запрещена, поменьше поперечных пасов, проигрыш защитника 1 в 1, и т.д.  Физическая подготовка на развитие анаэробной выносливости (челночный бег, единоборства с последующим ускорением), а также силы, общей выносливости, координации и гибкости. Также в процессе обучения следует проводить теоретические занятия, разборы игровых моментов, анализу и самоанализу игровой деятельности хоккеистов.

Недельная программа для юношей 14-16 лет

Дни недели

нагрузка

Ледовая  тренировка

Общая Физическая Подготовка

Понедельник

Выше среднего

Работа через неделю:

- техника катания,

-техника владения клюшкой

- упражнение 1 в 0 из различных позиций.

1,5 часа

Развитие общей силы

максимальный вес

по 3-5 раз 3 подхода 6 станций

 

 

45 минут

Вторник

Высокая

Единоборство на ограниченном участке: 1х1, 2х2, 3х3

1,5 часа

Растяжка

Акробатика

45 минут

Среда

Высокая

Единоборство на все поле

1х1, 2х2, 3х3

1.5 часа

Поддержание силы средний вес по 8 раз 3 подхода 6 - 8 станций

Четверг

 

В Ы Х О Д Н О Й

 

 

Пятница

Средняя

Технико-тактическая тренировка

2х1, 2х2, 3х2, 5х5

1,25 часа

Быстрая сила малые веса по 10 раз 3 подхода 6 - 8 станций

Суббота

Средняя

Технико-тактическая тренировка

2х1, 2х2, 3х2, 5х5, 5х4, 5х3

1,25 часа

Тактическое занятие в классе

Разбор игр.

30 минут

Воскресенье

Высокая

ИГРОВОЙ ДЕНЬ.

 

Восстановление:

 пробежка или велотренажеры

20 минут

 

Параллельно будут проходить «Школа защитников», «Школа нападающих» и «Вратарская школа» каждую неделю для возрастных групп с 8 до 11 лет и с 12 до 16 лет по одной тренировке в неделю.  Вратари с 9 до 15 лет будут в начале недели тренироваться в группах на год старше, в конце недели перед играми возвращаться в свою возрастную группу, за этим строго будет следить тренер по вратарям.

Разработать комплекс упражнений для техники владения клюшкой, техники катания, упражнения для защитников ( для каждой возрастной группы, разные упражнения), бросковые упражнения, упражнения для нападающих и все записать на видео для каждого тренера.

Тренерский коллектив не должен стоять на месте, постоянно учиться,  совершенствоваться. Для этого минимум 2 раза в году отправлять 1-2 тренеров на ознакомление в различные передовые хоккейные школы мира. По приезду они должны будут привезти видео и другой материал для семинара. А также приглашать ведущих тренеров мира на мастер-класс для детей хоккейной школы.

На начальном этапе первые два года набирают и тренируют два тренера, формируют три группы по уровню подготовки детей. С третьей старшей группой 7-летних помогает тренер самой старшей команды 17-летних, который на следующий год выпускает старших ребят и берет  для дальнейшего обучения 7-летних детей.